Поиски духовности на новых пространствах искусства...



Нет никаких сомнений: тот, кто полагает, что современное искусство является деградацией искусства, не в состоянии по настоящему постигнуть великое искусство прошлого. Необходимо усвоить, что любое произведение искусства следует сначала разложить на буквы, затем научиться складывать их в слова и только тогда нам откроется смысл.
Г. Гадамер


Человеку, а тем более Художнику, присуще на определенном этапе жизненного пути оглянуться назад, оценить созданное им и приготовиться к прыжку в будущее. Наше искусство, обретя на рубеже веков определенную свободу и богатый опыт, оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, высокий уровень творчества известных и признанных мастеров, не рискующих стабильностью ради новых поисков, с другой - удивляющее всех "безынициативное" поведение молодой генерации художников, которое со временем сделает невозможным подключение к смело рвущемуся вперед художественному процессу. Трудно вскочить на ходу в разогнавшийся поезд истории! Между тем сегодня по чти на всем постсоветском пространстве разнообразные направления современного искусства органично развиваются как долгожданные плоды демократии и плюрализма. И этот процесс стал знаком времени...

Безусловно, каждая культура имеет свою динамику развития, свои возможности адаптации в новых условиях. В Узбекистане чувствовалась некоторая пауза в процессе освоения новых философских и художественных концепций. Может, в этой паузе присутствует определенная доля искренности, а не только осторожность ко всему новому, имеется опасение наших художников быть явно вторичными, взяв новое с "чужого" плеча, внутренне не созрев для самостоятельных исканий? Но сколько времени может продолжаться эта пауза? Нас всех волновал один и тот же вопрос: когда, наконец, в среде еще молодых, но уже сложившихся мастеров появится понимание проблем, связанных с нелегким вхождением современного узбекского искусства в общемировой процесс, стремление стать достойной его частью?

Это не простой шаг - заставить себя серьезно и критически отнестись как к своему творчеству, так и ко многим тенденциям отечественного искусства. В первую очередь выразить себя в противостоянии его коммерциализации, неуклонно ведущей к дискредитации многих замечательных традиций нашей живописи, а также эксплуатации восточной экзотики, превращенной в непременный китчевый и сувенирный элемент художественной продукции. Этот смелый шаг надо было сделать в то время, когда эстетический диалог Запада и Востока, который плодотворно велся в течение XX века, приобрел принципиально иной характер.

С появлением разнообразных жанров современного (актуального) искусства - инсталляций, объектов, инвайроментов, перформансов, акций, флеш-арта и т.д., а в конце 90-х годов потеснившего всех их мультимедиа-арта, возникла необходимость в появлении новой ИДЕИ. Универсализация языка современного искусства ради максимальной чистоты выражения замысла художника сформировала абсолютно новый тип произведения - "Проект". Естественно, это неминуемо повело мастеров по пути отказа от всех известных визуальных и стилистических обозначений традиций и приемов. Новая ИДЕЯ начала формироваться на основе широких системных обобщений и синтеза различных культур, моделей и видов творчества, способных адекватно выразить оригинальные авторские концепции.

Переход от традиционного живописно-пластического мышления к визуально-пространственному, концептуальному опыту решила осуществить группа художников - Д. Усманов, В. Ахунов, Ш. Хакимов, Р. Акрамов и Н. Ахмедова (искусствовед). В их концепцию "Путь познания духа" для воплощения замысла были включены картины, объекты, инсталляции, декоративное панно, пластика. Сами авторы определили данный проект как "Инвайромент" (в переводе с англ, языка - среда, окружение). Оригинальная композиция раскрывает вечную тему искусства - тему драматичности поисков Истины, Света и Любви.

Узбекские художники показали свое, необычное видение принципов актуального искусства, прежде всего дистанцировавшись от известных и широко распространенных на Западе брутальности, шока, провокативных идей. Их рефлексии по поводу поисков смысла человеческого бытия через познание духа апеллируют к сугубо восточным мировоззренческим основам, объединяющим человека и природу в едином мире. Авторы "Проекта" нашли особый, лирический, план самовыражения, обозначив свою ментальность на новом онтологическом уровне и вовсе не отказываясь от емких смыслов мифологических и этно - культурных представлений.

Инсталляция Вячеслава Ахунова "Песок забвения", с которой начинается "Проект", выполнена с использованием национального сюзане, песка, глины и старинной медной посуды. Из них - холмиков песка, такыров глины, "оазисов" цветущего орнамента сюзане - состоит композиция странного, словно метафизического ландшафта, обозреваемого зрителем сверху. По словам самого художника, все материалы этой инсталляции несут знаковый и символический характер. Они выражают идею синтеза природного и культурологического начала, обуздывающего и организующего первородный хаос, и вызывают в нас определенные ассоциации.

В творчестве В. Ахунова это не первый опыт работы в данном направлении. Еще в 1987 году им впервые в Узбекистане была сделана инсталляция и хеппенинг "Лестница в небо", а в 1991 году - инсталляция из камней "Святилище". "Проект" с экологическими, природными материалами был им вначале апробирован на "Мастер-класс" (Казахстан) в Алматы в 2000 году. Его произведение "Песок забвения" из войлока, глины и песка, выполненное вместе с киргизской художницей Турдыкан Борубаевой, было удостоено Гран-при фестиваля. Таким образом, инсталляция В. Ахунова, в которой идея победы космоса над хаосом оригинально интерпретирует стержневую основу древних мифов, стала прологом экспозиции. Его основная, концептуальная, часть выполнена художником Джамалом Усмановым. Своим предыдущим творчеством он был близок не только к восточной ментальности, но и к сугубо традиционалистской концепции узбекской живописи. Однако в процессе работы над "Проектом", реализация которого потребовала перевода художественных задач в другую плоскость, Д. Усманов раскрыл новые грани своего дарования.

Пейзажи Д. Усманова в циклах "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" и серия картин, навеянных поэзией Навои и Аттара о птицах, повествуют о жизни духа, который, по древним преданиям, присутствует повсеместно. И поэтому его пейзажи - не уголки природы, а великолепный грандиозный храм, в котором с постоянной и естественной закономерностью сменяют друг друга времена года, день и ночь, яркое солнце и голубой снег. По мысли художника, именно Природа - проявление высших и абсолютных сил. С ее созерцания начинается дорога - путь жизни, возвышения духа и приобщения к гармонии. Идея пронзительной красоты Вселенной, идея высшего порядка Природы, так естественно увлекающая в живописи художника, органично переходит в его инсталляции и объекты. Композиция "Времена года" - это не только смелое, лаконичное и чистое по форме воплощение концепции, но и оригинальность замысла и утонченное изящество общего решения, в целом присущее стилю Д. Усманова. Она включает в себя три части. Первая - "Зеленый луг" с нежной, сочной травой, выращенной художником из семян пшеницы. Натуральность луга воспринимается очень остро в холодном, освещенном искусственным светом, зале. Вторая - "Ковер" из осенних листьев, контрастирующих с девственной травой. И третья часть - "Черный квадрат" из угля и пепла. Продолжая замысел, они объединены между собой идеей единства циклов и законов жизни природы и человека.

Интересно отметить, что чем глубже Усманов концентрируется на емком смысле и концептуализации идей, тем дальше это уводит художника в сторону древнейших мифопоэтических представлений. Например, "Древо жизни" - ассамбляж из глины, угля и шамота, воплощает идею сотворения мира и является, по существу, прообразом мирового дерева. А идеи цикличности, повторяемости во "Временах года" связаны с мифом о начале Творения. Они заканчиваются инсталляцией на тему популярного на Востоке древнего мифа о птице Семург. Композиция "Эманация духа" завершает идею Пути. Маленькая фигурка человека, словно теряющаяся в пространстве большого зала, олицетворяет душу человека, прошедшего через горнила страданий и долгий путь очищения. Он остановился, зачарованный красотой и грандиозностью мира...

Художник Рихситилла Акрамов интерпретирует идею "Проекта" в традиционном плане: серией живописных картин. В целом это разворачивающаяся от полотна к полотну древняя и вечно современная история о Мужчине и Женщине. Очищенная от всего обыденного и мелкого, она раскрывается художником как притча, полная страсти, нежности и страдания. Его картины привлекают глубокой субъективностью высказывания, сложностью живописного стиля, навеянного сюрреализмом и живописью Пабло Пикассо. Р. Акрамов повествует о проблеме человека в духе европейской философской и культурной традиции, в которой фаустовские проблемы вечного противоборства духа и плоти поднимаются до трагичности существования человека и его дисгармонии с окружающим миром.

Весь "Проект" заканчивается произведениями Шавката Хакимова, образы которых ассоциативны и понятны в контексте поэзии Востока, древних сказаний и фольклора. Доверяясь и подчиняясь внутренним импульсам интуиции, этот художник старается уйти от восточной "красивости", от тривиального подхода к наследию. В картинах глубокая, почти генная память художника ведет в сферу знаково-образной системы древних легенд, отсылает нас к универсальным началам. Эта тенденция преодоления старых стилистических схем и утверждения индивидуальной интерпретации традиций получает разрешение в стилистике неопримитивизма. Работы Ш. Хакимова, являясь своеобразным "примирением", переходом от расколотого современного сознания, чувственной грубости работ Р. Акрамова к утонченной восточной концептуальности инсталляций Д. Усманова и В. Ахунова, завершают "Проект".

Предложенная художниками концепция "Путь познания духа" и способ выражения получили в мировом сообществе название соntemрогагу - актуальный. Живопись хранится столетиями, а зеленую траву, сухие листья и черный пепел "Проекта" завтра выбросят и вымоют мраморный пол выставочного зала. Зато художники добились того, что необходимый им зритель стал сиюминутным участником сегодняшних, а потому актуальных, мучительных поисков и раздумий авторов. Зритель вышел на улицу XXI века в смятенном состоянии духа: кто мы и где мы? Мне кажется, в этом есть еще одна маленькая победа Авангарда...

Нигора Ахмедова


Academy of Arts of Uzbekistan © 2004-2012 All rights reserved
Idea, Design & Support - OrexCA.com