Выставочная деятельность: достижения и проблемы

Дирекция художественных выставок - уникальное по своей специфике музейное учреждение. Обладая значительным фондом произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, она с момента своего создания (1959 г.) осуществляет широкую стационарную и передвижную выставочную практику в тесном содружестве с музеями и галереями Министерства по делам культуры и спорта республики, стран СНГ и зарубежными музейными учреждениями.

Вхождение в 1997 г. Дирекции выставок в состав Академии художеств Узбекистана не изменило музейного статуса и функций нашего учреждения. Самым значительным фактором, на мой взгляд, стимулирующим его деятельность, было решение вопроса о реконструкции старейшего в Ташкенте выставочного зала по улице Ахунбабаева, 4. Два предшествующих реконструкции десятилетия это уникальное по своим параметрам здание, возведенное в 1934 г. в центре Ташкента по проекту архитектора А. И. Петелина, было закрыто для зрителей и использовалось лишь как база для подготовки передвижных выставок, хранения экспонатов и выставочного оборудования. Практически все выставки, организованные Дирекцией до ввода в эксплуатацию этого выставочного объекта, известного ныне как Центр современного искусства и Ташкентский дом фотографии, проходили на чужих территориях - в музеях, галереях, фойе концертных залов и других общественных учреждениях. Организаторы многочисленных выставок оставались "за кадром", в тени более счастливых обладателей экспозиционных площадей. Возможно, именно с этим фактором связано то, что до недавнего времени мало кто представлял себе многотрудную деятельность Дирекции художественных выставок, да и вообще имел какое-либо понятие о ней.

За полувековой период существования, несмотря на множество организационных перипетий, включая неоднократные переезды, Дирекция выставок завоевала прочный авторитет в музейном сообществе не только Узбекистана, но и многих зарубежных стран как достойный партнер-профессионал, способный осуществлять самые разнообразные и сложные выставочные проекты. Ежегодно она проводит свыше 50 выставок - от небольших стационарных и передвижных экспозиций в Узбекистане до участия в масштабных международных выставочных акциях, таких, как "Узбекистан на Шелковом пути" в Штутгарте (ФРГ, 1995), "Искусство и культура эпохи Темуридов" во Франции (1996 г.), "Экспо-2000" в Ганновере и др.

Последнее десятилетие, связанное с переходом Дирекции выставок в состав Академии художеств, завершением в 2001 г. реконструкции собственного выставочного зала - новый качественный виток в творческой жизнедеятельности организации. Проекту реконструкции зала предшествовала многолетняя подготовка: разрабатывалась концепция разнообразной деятельности объекта - не только как выставочного зала с соответствующими хранилищами, подсобными службами, научными кабинетами и библиотекой, предусматривалась также возможность проведения лекций, музыкальных, театральных и других концертных программ, сопряженных с выставками, т. е. функционирование Центра современного искусства в самом широком смысле.

Многолетний опыт коллектива, богатейшее собрание художественных произведений с обретением собственной экспозиционной территории реализовались в оригинальных выставочных проектах, которые сразу же привлекли к Центру внимание широкой аудитории и сделали его одним из востребованных выставочных залов страны. Хочется отметить, что многие начинания Дирекции выставок, осуществленные за эти годы в Центре современного искусства, стали примером для выставочной практики наших коллег. При этом работой в Центре современного искусства деятельность Дирекции отнюдь не ограничивалась. Выставки проходили и в Центральном выставочном зале АХ Уз, и в новой Галерее изобразительного искусства Узбекистана, в выставочном зале театра "Ильхом" и многих других выставочных объектах нашего города. С 2006 г. Дирекция выставок поменяла место своей прописки - отныне это Центральный выставочный зал Академии художеств. Иное место - не просто смена адреса, иные экспозиционные условия обязывают к переменам в выставочной практике, наработке нового имиджа, и это процесс непростой, требующий времени.

Как создаются выставки? Что такое художественно выстроенная экспозиция и чем она отлична от простой развески или установки произведений в пространстве зала? Почему одни экспозиции, так же, как и произведения искусства, в них представленные, оставляют след в нашем сознании, затрагивают душу, а от прочих не остается следа?

Секрет и прост, и сложен. Экспозиция как любое произведение искусства - продукт таланта и профессионального мастерства ее создателей. Камерная или грандиозная, она создается и живет по тем же канонам, что и произведение живописи, музыки или литературы - как этюд, очерк, зарисовка или историческое полотно, она может быть подобна хроматической гамме или полифоническому произведению, концерту или симфонии. Все зависит от заданной цели, мастерства авторов и исполнителей (при этом, конечно, немаловажны средства и сроки воплощения!). Автор экспозиции - это сценарист, художник, режиссер, а зачастую и исполнитель в одном лице, он должен владеть чувством стиля, цвета, пространства и массой других качеств, чему, как правило, нелегко научиться. Но возможно понять, почувствовать и получить импульс заданного творческого настроя.

Вот уже без малого полвека Дирекция художественных выставок постигает эту нелегкую задачу - создание выставок. Их было множество, но не побоюсь заявить, что каждый искусствовед или художник (а именно они, как правило, создают экспозиции), как авторы любого творческого произведения, выделят из ряда созданного лишь несколько особо дорогих для себя. Самое приятное в этом интереснейшем творческом процессе - радость удачи, создание праздника, разделенного с авторами и зрителями, особенно коллегами-профессионалами. Успех каждой выставки зависит от слаженного труда целого коллектива, труда, где важен каждый элемент и полное творческое единомыслие - самое желаемое и труднодостигаемое в практической работе.

Рождению оригинальных выставочных проектов предшествует продуманная концепция, знание и тщательный отбор материала, создание неординарного художественно-экспозиционого решения - целостного художественного образа, в котором интерьер выставочного пространства становится своего рода холстом, а произведения - палитрой. И только так из множества художественных реалий возникает тот образ выставки, то настроение, которое надолго запоминается зрителю. А если экспозиции сопутствует мудрое слово, соответствующий общему настрою музыкальный фон или пластическое действо - акция превращается в тот самый желанный для всех праздник для души и сердца.

Таких праздников за последнее десятилетие было немало. Ежегодные планы Дирекции выставок формируются не спонтанно, а с учетом основных направлений музейно-выставочной деятельности. Это республиканские и международные выставки, тематические стационарные и передвижные, персональные и групповые, выставки художников - юбиляров; выставки из музейных и частных собраний, из творческого наследия признанных мастеров искусств Узбекистана; выставки, посвященные традиционным ремеслам, творчеству молодых и, конечно, обменные выставки из зарубежных собраний. Среди них наиболее значительны по масштабу ежегодные республиканские акции "Энг улуг, Энг азиз", посвященные национальному празднику Узбекистана Дню независимости и ежегодно проводимый к празднику Навруз Фестиваль традиционных ремесел.

Формируя планы, творческий коллектив Дирекции всегда отдает предпочтение тематическим концептуальным выставкам и ретроспективам, представляющим искусство какого-либо региона Узбекистана или отдельный вид искусства, который нуждается в особом освещении и который позволяет помимо узкоцеховых проблем и демонстрации новых произведений представить и пополнить собственное музейное собрание. Показательные примеры - выставка "Сурхандарья. Долина легенд" 2003 г., где была представлена широкая ретроспектива археологического материала, изобразительного и народного искусства региона, фотографии; выставка-конкурс "Моя махалля" 2004 г.; "Народные ремесла Бухары и Кашкадарьи", "Традиционный текстиль и костюм Узбекистана", прошедшие в рамках Фестиваля ремесел в 2004 и 2005 гг. и многие другие.

Среди юбилейных выставок хочется выделить сложные по задачам и интересные по концепции и художественно-образному решению две экспозиции: "Ех оrient Luх" - "Свет с Востока" 1988 г., прошедшую в залах НИИ искусствознания к юбилею Аль Фергани и Аль Бухари, а также выставку, посвященную 545-летию Камолиддина Бехзада в Центральном выставочном зале АХ Уз. Они были построены практически при отсутствии оригинального экспозиционного материала, наглядных исторических реалий. Образный ряд был создан с помощью фотокопий исторических документов, манускриптов, тематической подборки художественного, археологического и текстового материала. Авторам проектов удалось не только раскрыть тематику выставок, но через оригинальное художественно- образное решение донести до широких слоев зрителя величие содеянного учеными Востока.

К несомненным удачам работы Дирекции следует отнести и республиканскую выставку 2005 г. "60-лет Великой Победы", посвященную окончанию Второй мировой войны. Эта грандиозная акция - великолепный пример творческого сотрудничества. В ее организации приняли участие музеи и государственные архивы Узбекистана, посольства стран-союзниц - России, Беларуси, США. Экспозиция, занявшая всю площадь Центра современного искусства, вобрала в себя тематическую ретроспективу живописи, графики, скульптуры, плаката, документальные фотографии и архивные материалы военных лет. Многие из них были впервые показаны широкому зрителю. На протяжении работы выставки зрители могли смотреть документальные и художественные фильмы, слушать замечательную музыку военных лет, заполнять Книгу памяти своими воспоминаниями о войне. В концертно-выставочной программе приняли участие оркестр Министерства обороны и коллективы Ташкентского джаз-клуба, актеры ташкентских театров. В течение всего месяца работы выставки зал был заполнен зрителями, и, что отрадно, не только ветеранами военных лет и пенсионерами, но и студенческой молодежью, школьниками.

Особым вниманием зрителя были отмечены выставки из творческого наследия мастеров искусств Узбекистана - "Этюды мастеров", "Творческие династии", "На пути к картине", персоналии А. Абдуллаева, Ч. Ахмарова, Р. Темурова, З. Иногамова, М. Саидова, Б. Котлова, Б. Брынских, Г. Брима, Г. Чиганова, И. Савицкого и других известных художников. Сопровождаемые проведением традиционных вечеров памяти, они запомнились теплыми встречами-диалогами прошлого и настоящего с воспоминаниями коллег и друзей о творчестве ушедших мастеров. Нужно отметить, что популярность выставок в Центре современного искусства выросла благодаря продуманной интерактивной работе с аудиторией, особенно с профессионально подготовленным зрителем. Каждая тематическая выставка обязательно сопровождается семинарами, встречами с мастерами, конкурсами и концертными программами. Но это отнюдь не означает, что внимание зрителя можно завоевать организацией на выставке какого-либо действа, шоу и т. д. Зрительскую активность может вызвать и статичная экспозиция без каких-либо дорогостоящих оформительских "наворотов" и околовыставочных "тусовок" с популярными ныне фуршетами. Позволю себе привести пример из собственной экспозиционной практики. Зрительских откликов на ретроспективу "Восток-Запад. Диалог во времени" 2000 г. с весьма скромной, классической, подачей экспозиционного материала, но с полифоническим построением и многочисленными рефренами живописного ряда было ничуть не меньше, чем на оригинально исполненном, но дорогостоящем проекте "Сейсмограф" 2003 г., созданном совместными усилиями Академии художеств и Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству. Мне дорог и тот, и другой. Судя по многочисленным отзывам коллег и зрителей, их можно считать творческим достижением. Прекрасно, когда идея получает достойную финансовую поддержку и реализуется в полную мощь. "Упаковка" выставки важна чрезвычайно, это одно из самых слабых наших мест, но если отсутствует идея, концепция, мысль и самый важный компонент выставки - достойное произведение, - диалог не состоится.

Мы не только не избалованы, мы еще очень далеки от существующего за рубежом прогресса в хранительской, реставрационной и экспозиционной практике. Слишком скромны средства, выделяемые на техническое оснащение наших музеев и выставок, на пополнение коллекций. Пока мы только мечтаем о меценатах. Но, так или иначе, музейные коллекции существуют. Мы располагаем фантастически богатым культурным и историческим наследием, пока еще не утраченным потенциалом в современном изобразительном и народном искусстве. У нас есть главное - что показать. Наш зритель не искушен и открыт к восприятию прекрасного. Наша задача воспитать его в уважении к собственной истории, к собственному и мировому культурному наследию, и для достижения этой цели хороши любые возможные средства.

За годы независимости знакомство нашего зрителя с мировым культурным наследием, с зарубежным искусством активизировалось. Оно происходит, как правило, благодаря деятельности зарубежных посольств и представительств. Наиболее доступная культурная информация осуществляется через зарубежные фотоматериалы. Так, нельзя не отметить великолепную работу Японского фонда и Посольства Японии в Узбекистане, которые ежегодно знакомят нас с замечательным изобразительным материалом - несколько выставок традиционной и современной керамики, кукол, плаката и фотографии, организованные в залах Академии художеств, стали праздником общения с высоким искусством и культурой подачи экспозиционного материала.

Хочется отметить цикл выставок дизайна, организованных посольствами Германии и Франции, выставки живописи и фотографии, организованные посольством Латвии, ежегодные, ставшие традиционными, творческие встречи корейских и узбекских художников.

В 2006 г. интереснейшей акцией-диалогом стала выставка "Миф об Александре", предложенная нам Посольством Италии и составленная из фотоматериалов из музейных собраний Италии и оригинальных коллекций античного наследия Узбекистана. Прошедшие в рамках выставки семинары археологов из Узбекистана и Италии с участием японских коллег познакомили нас с новыми археологическими находками и гипотезами. Выставка послужила импульсом к созданию вслед за ней не менее интересной экспозиции - "Памятники буддизма в Узбекистане".

Приятным событием 2005 г. стала выставка народного искусства Узбекистана во Франции, организованная при содействии Мэрии 11 округа Парижа и Посольства Узбекистана. С творчеством узбекских народных мастеров познакомились также жители Лиона и Божанси. К сожалению, подобные обменные выставки редки и проходят лишь в Представительствах Узбекистана за рубежом, а не на профессиональных площадках. Конечно, хотелось бы помечтать и о межмузейном диалоге. Помечтать хочется о многом - о достойном выставочном зале, с соответствующими музейной практике условиями и оборудованием, об оснащении фондохранилища и реставрационной мастерской, о компьютеризации коллекции, о ее достойном пополнении, о собственной издательской базе и о будущих восприемниках - специалистах-профессионалах, влюбленных в нелегкое, но прекрасное музейное дело.

Людмила Кодзаева


Academy of Arts of Uzbekistan © 2004-2012 All rights reserved
Idea, Design & Support - OrexCA.com