Каменные ляганы газганского мастера



Каменные ляганы газганского мастера Существуют дома, которые играют роль своеобразных этнографических музеев. К ним можно отнести дом Каракула-мингбаши, бывшего одним из самых влиятельных беков в Самаркандской области. В этом доме сохранились до наших дней образцы ковроткацкого искусства, резьбы по дереву и ганчу, обработки камня начала XX века. Уникальная коллекция передавалась в семье из поколения в поколение.

Среди работ этой коллекции - ляганы из мрамора искусного каменотеса Абдурахима Газгани, изготовленные в подарок Каракул-беку; из девяти мраморных блюд до наших дней дошло лишь три.

Абдурахим Газгани участвовал в создании архитектурного декора дворца Ситораи Мохи Хоса в Бухаре, гробницы Амира Абдулахадхана в Кермане, Алчин-баг в Султанабаде, мечети Жомеч в Газгане, в более позднее время - здания Академии наук и бывшего управления железной дороги в Ташкенте. Сохранившиеся мраморные ляганы ярко характеризуют еще одну сторону творчества мастера.

Ляганы изготовлены из плит газганского мрамора, в котором сочетаются белые, голубовато-серые и черные тона. По краю блюд широкой каймой выгравированы надписи на арабском языке.

Одно из них весом 3,5 кг и диаметром 45 см. В шести картушах, пластично вписанных в окружность блюда, была выгравирована благопожелательная надпись:
    Я письмом чеканил куфи
    В этот каменный ляган,
    Пусть он радость принесет тому,
    Кто взглянул в этот ляган.
    Истоки его - от пророчеств Али,
    Повествующих нам о делах Всемогущего.
Ажурная вязь письма словно призвана подчеркнуть праздничный характер посвящения.

Второй ляган несколько меньше первого - его диаметр составляет 42,5 см, вес - 3,4 кг. Торжественность и строгость ему придает надпись прямоугольным куфи слов молитвы "Машаллах" (чего пожелает Аллах...), равномерно расположенная в трех сегментах по борту блюда. Радиальное положение букв воспринимается как лучеобразный орнамент. Отсутствие каких-либо дополнительных элементов позволяет сосредоточить все внимание на сакральной надписи.

Третий ляган при диаметре 44,5 см весит всего 2,7 кг, что свидетельствует о мастерстве каменотеса. Здесь также воспроизводится молитва "Машаллах", выполненная строгим куфи. Надпись читаема, но выглядит как геометрический орнамент: эта сложность восприятия была обычной для надписей религиозного содержания, рассчитанных не столько на прочтение, сколько на визуальное узнавание.

Особенность декора этого блюда заключается в том, что слова молитвы чередуются со строками газели, выполненными ажурной вязью насталик. Два вида почерка, столь различных по стилю, прекрасно дополняют друг друга, создавая единую композицию. И звучат строки газели:
    Каждый, кто поймет, в чем истинное богатство,
    Все, что имеет, раздаст своим друзьям.
    И его благородство понесет его имя по всему свету,
    И принесет ему и славу, и величие.
В уникальных ляганах из Газгана воплотилось искусство каменотеса, каллиграфа и поэта. Они раскрывают еще одну грань таланта узбекских мастеров и проливают свет на историю широко известного центра традиционного искусства обработки камня.

Асрор Низамов


Academy of Arts of Uzbekistan © 2004-2012 All rights reserved
Idea, Design & Support - OrexCA.com