Прозрачно-хрустальные улицы Бабанияза Курбанова

На первый взгляд, творческий мир художника Бабанияза Курбанова кажется ограниченным определенными рамками: улицы кишлака, двор, поле, старые вещи... Изредка - редкие портреты пожилых людей... Логически это объяснимо: его детство прошло в Шерабадском районе Сурхандарьинской области, в горном кишлаке Зарабаг, по улицам которого он бегал босиком, помогая родителям обрабатывать поле.

Широкую известность обрел Б.Курбанов после картины "Замонавий дала" ("Современное поле"), показанной в Узбекистане и Москве, и опубликованной в московском журнале "Художник". Баходир Жалалов в статье "Краски Сурхана" так охарактеризовал ее: "Каждый раз, когда мы ходим по хлопковым полям, наше впечатление таково: борозды, пашня, лотки, вода, трактор. Бабанияз это впечатление обогатил прекрасной картиной: голубое небо, вертолёт, беседка на горизонте, черная пашня и огромные лотки. Картина заставляет зрителя задуматься ("Санъат", 1983 год, № 2). "Замонавий дала" была навеяна детскими воспоминаниями: уже в 13-14 лет вместе со всеми учениками школы он по нескольку месяцев собирал хлопок в Шерабадской степи. Эта скучная, тяжёлая картина запечатлилась в его детской душе на всю жизнь. Это полотно - намёк на тотальное засилье хлопка, его тайную жестокость.

Бабанияз жил в горном кишлаке, где пейзажи изобилуют всеми красками радуги, ландшафты неповторимы - волнообразные желто-красные холмы, карликовые шелковицы и золотистые сады, полыхающий клевер, зубчатые горы, карагачи и глинобитные домадувалы... В 90-е годы, все это нашло отражение в картинах "Деќsон олами" ("Мир дехканина"), "Зарабођдаги к?ча" ("Улица в Зарабаге"), "Эски ќовли" ("Старый дом"), "Менинг к?чам" ("Моя улица"), "Мусиsа" ("Музыка").

Бабанияз окончил изобразительный факультет (под руководством народного художника Узбекистана Неъмата Кузыбаева) Ташкентского театрально-художественного института им. А.Островского (ныне - Национальный институт художеств и дизайна им. К.Беќзода). Следует отметить, что в его изображении "дворы", "улицы", выполненные в реалистической манере, подкупают своей искренностью, простотой. Такой взгляд на мир, восприятие его в изначальном виде продолжалось годами. Эти творческие поиски получили свое выражение в произведениях художника "Тутовый сад" ("Тутзор"), "Родник" ("Булоs"), "Южные широты" ("Жануб кенгликлари"), "Зарабагский пейзаж" ("Зарабођ манзараси"), "Фонус в саду" ("Чорбођдаги фонус"). Цветовая палитра картин родилась в результате непосредственного наблюдения природы. Однако ему казалось, будто чего-то не хватает, и это настораживало. Как и многие другие художники, он пробовал себя в "авангардной" манере, что, видимо, пришлось по душе московским коллекционерам, которые закупили десятки его картин. Бабанияз продолжал свои поиски.

Привлекательность реализма в том, что он рождается впечатлениями, полученными от увиденного когда-то. Душу бередили родные пейзажи... Как и многие другие творческие личности, художники-живописцы, такие, как Леким Ибрагимов, Энгель Исхаков, Вячеслав Ахунов, Нодир Шоабдурахманов, Гульнора Рахманова, В.Мельников, и другие Бабанияз Курбанов тоже пишет стихи, статьи, эссе, сочиняет афоризмы. Именно философские размышления привели его к созданию новых работ, где все те же дворы и улицы. На впечатления детства Бабанияз сейчас смотрит сквозь призму прожитых лет, стремясь передать их, используя светлые, спокойные краски. Особенно достойны внимания его полотна, где изображены чистые сельские улочки. В художественной галерее Национального банка Узбекистана хранятся картины "Жонажон к?ча" ("Родная улица"), "Мусиsа" ("Музыка"), "Эски к?ча" ("Старая улица"), "Зарабођдаги к?ча" ("Улица в Зарабге"), "Момомдан эсдалик" ("Память от бабушки"), "Бобомдан эсдалик" ("Память от деда"). Нежные, чистые, спокойные краски - результат осознания природы Родины сердцем, душой художника. В частности, его узкие, меж глинобитных домов, улочки или двор с застрявшей арбой, волнуют сердце, ибо это кусочек родной земли, наполненной нежным светом, чистым воздухом. Художник строит композиции картин своеобразно, стремясь преподнести их то горизонтально, то вертикально, издали и вблизи, в разных ракурсах, что помогает зрителю глубже понять картину, вникнуть в ее содержание.

В дневнике художника "Несколько заметок об искусстве" есть такие строки: "Говорят, Искусство - это один процент таланта, девяносто девять процентов труда. Этот один процент напоминает уголёк, мерцающий среди пепла". Я не знаю, насколько это правильно, но в искренности художника не сомневаюсь, потому что в талантливо написанных произведениях этот уголёк тлеет. Его тепло согревает душу тех, кто особенно испытывает в нём потребность.

Из цикла стихов художника Бабанияза Курбанова

"На зеленых ладонях ветвей"

* * *
В луже плещется нежная пташка.
Как счастлива сейчас она!
О, мечты! Окунулся и я в вашу бездну.
А был беспомощен...

* * *
Ветерок, постой, передохни немного,
Посмотри на зеленую ладонь листвы!
Горит изумрудом роса,
В этой жизни она, как и я,
преходяща, невечна.
Наверняка, и она живёт мечтая,
Наверняка, и у нее есть ещё неспетые
песни, непрозвучавшие мелодии.
Ветерок, постой,
передохни немного.
Не дай исчезнуть
Великому чуду, которое может свершиться?!

* * *
Опустевшая улица,
Опустевшая душа,
Монотонный пейзаж.
А бродячая одинокая собака
Похожа на несбывшиеся мечты мои.

* * *
Даже если держишь змею дома,
Не держи её за пазухой.

* * *
Земля может укрыть наше бренное тело,
Но прошлое наше она укрыть не в силах.

* * *
Зеркало, показывающее нечестного честным,
Соучаствует во лжи.

Автор: Нодир Норматов


Academy of Arts of Uzbekistan © 2004-2012 All rights reserved
Idea, Design & Support - OrexCA.com